Логистика и управление цепями поставок — это область, которая глубоко эволюционировала в последние годы. Собственно, как и любая другая отрасль и мы вынуждены подстраиваться под ситуацию, которая происходит в мире.
Экономические, социальные, политические войны, карантины, эпидемии вирусов, все это напрямую влияет на логистические процессы. Последние 3 года стали знаковыми для мира логистики и мира в целом. Произошло множество событий, после которых работать «как раньше» стало невозможным, если не хочешь остаться за бортом.
2022 год нам показал, что нужно идти в ногу со временем, не обгонять, не делать долгосрочных планов, и не отставать, чтобы оставаться «в рынке», найти свое, не последнее место в жизни.
Да, внутренняя логистика сейчас немного просела, крупные иностранные компании приостанавливают свою деятельность в РФ, закрывают производства, останавливают поставки, закрывают магазины. Не так уж много компаний, на которых не отразилась внешняя ситуация, а которые увеличили объемы – еще меньше.
Разберем, что с внешней логистикой. С февраля 2022 года началась СВО, затем ряд санкций против РФ, которые всячески препятствовали привозу импортных товаров в страну.
Первоочередно это коснулось банковской системы, отключение от SWIFT и оплаты платежей иностранным подрядчикам.
После: из-за неоплаты платежей – удерживание грузов со стороны перевозчиков. «Деньги есть – оплатить не можем», платежи не уходят, ищем решение, как оплатить и с кем работать.
Как следствие из-за удерживания грузов – претензий от клиентов, в последствии происходила потеря клиента.
Белоруссия – транспортная держава, из-за своей удобной географической расположенности, поэтому львиная доля автомобильных перевозчиков находится именно там. Контрсанкция от РБ против Европы. Тягачи с европейскими номерами не могут проезжать территорию РБ – четвертый момент. Снова сложности, решение перецеп/перегруз на наши тягачи, либо прямое авто транзитом Эстония, Латвия.
Пятый момент: еще один пакет санкций от Европы против России, включающий в себя список кодов ТН ВЭД, запрещенной на ввоз на территорию Российской Федерации. После которого многие компании отрывают филиал в странах СНГ, везут по документам туда, но в процессе перевозки перепродают на РФ. Шестой: очереди на границах, которые в пике достигали более 10км. Многие клиенты спрашивают, почему так выросла ставка? Например, Германия(промка) – Москва, раньше стоил 2000 евро, а выросла до 10000 евро. Если посчитать, это реально столько стоит. Если раньше авто по маршруту выше успевало за месяц 4-6 раз съездить туда-обратно, то сейчас один раз из-за очередей на границе. Авто стоит, водителю платишь столько же, лизинг платить надо, топливо, дозволы и т.д. Перевозчик не может не поднимать ставку, это необходимость чтоб хотя бы «выжить». Это седьмой момент.
Мы пройдем через любые препятствия, которые перед нами возникают. Жизнь сама предлагает нам варианты решения проблем, нужно только оглядеться.